Солнечно-биосферные связи. Полвека спустя после А. Л. Чижевского. Александр Чижевский – пророк Солнца Чижевский влияние солнца на земные процессы

Космизм Александра Чижевского, или Почему мир сошел с ума

Вадим Горелик (Франкфурт-на Майне)

или Почему мир сошел с ума

За разнообразие талантов его называли « Леонардо ХХ века » . За приверженность изучению Солнца и солнечного излучения - «солнечным человеком». За нетрадиционный взгляд на марксизм-ленинизм - « врагом под маской ученого». Труды его до сих пор малоизвестны. Но имя его слышал каждый - Александр Чижевский. О нем и его теории космических эр хотим мы вспомнить сегодня.

Многие задают себе вопрос: «Что происходит сегодня с миром? Похоже, что все просто сошли с ума». Необыкновенные природные катаклизмы (смерчи, наводнения, цунами, землетрясения, эпидемии) и техногенные катастрофы (падают самолеты, тонут корабли, аварии на атомных объектах), чудовищная агрессивность при протестных акциях (сожженные машины, разбитые витрины, вандализм на стадионах), политики ведут себя как боевые петухи, доказывая друг другу, кто из них круче с помощью ядерных и ракетных «игрушек». Остервенение широких масс достигает апогея: за одно слово или карикатуру убивают. Жестокость зашкаливает. Политологи интеллигентно называют это полосой турбулентности, в которую вступил мир. Но мало кто задумывается о причинах такого глобального явления.

Солнце - наше все. То, что жизнь на Земле обязана своим возникновением Солнцу, написано в школьных учебниках. А вот то, что наша жизнь есть в большей степени явление космическое, чем земное, и все процессы, происходящие на Земле и в нашем обществе, сильно зависят от процессов, происходящих на Солнце (рис.1), стало известно не так давно.

И это открыл Александр Чижевский - один из крупных ученых минувшего века, основоположник космо- и гелиобиологии, человек, предложивший новое философское понимание глобальных земных процессов. Из простой истины, что солнечная энергия лежит в основе всего происходящего на Земле, он вывел и математически доказал влияние циклов солнечной активности (ЦСА) на периодичность и интенсивность земных природных (землетрясения, цунами, эпидемии) и общественных (войны, революции, мятежи, финансовые кризисы) катаклизмов, которые очень дорого обходятся человечеству.

Трудный путь гения. Он родился 26 января 1897 г. в семье генерал-майора русской армии. После Калужского реального училища продолжил учебу в Московском археологическом и коммерческом институтах и на физико-математическом и медицинском факультетах МГУ. В 1918 г. Чижевский защищает в МГУ докторскую диссертацию «О периодичности всемирно-исторического процесса», в которой на большом фактическом материале доказывает влияние ЦСА на все происходящие на Земле процессы. Венцом его открытия стала монография «Земля в объятьях Солнца», написанная Чижевским на французском языке (Париж, 1938 г.). На русском языке эта книга была опубликована только в 1973 г. уже после его смерти под названием «Земное эхо солнечных бурь».

Открытие Чижевского сразу получило признание. Он был действительным членом 18-ти академий мира, почетным профессором многих университетов Европы, Америки и Азии. В 1939 г. в Нью-Йорке первый международный конгресс по биологической физике и космической биологии избирает Чижевского почетным президентом и выдвигает его на Нобелевскую премию.

Но уже в 1940 г. начинается «средневековый процесс» над Чижевским. Его обвиняют в отступлении от принципов марксизма-ленинизма. Дело Чижевского курирует Вышинский. В «Правде» появляется разгромная статья «Враг под маской ученого».

Чижевский изгнан со всех постов, но остается пока на свободе. Арестовали его в 1942 г. по обвинению в очернении советской власти. Это стоило Александру Леонидовичу 8 лет лагерей и еще 8 дали как спецпоселенцу.

Реабилитировали только в 1962 г., а через два года его не стало.

Суть открытия Чижевского. Чижевский проанализировал большой исторический материал и обнаружил корреляцию максимумов ЦСА (большого количества пятен на Солнце) и массовых катаклизмов на Земле. Было установлено, что периодичность максимальных значений ЦСА изменяется в диапазоне от 8 до 16 лет, в среднем - 11 лет (Рис. 2). Чижевский показал, что в периоды повышенной солнечной активности на Земле происходят войны, революции, стихийные бедствия, катастрофы, эпидемии. Отсюда сделан вывод о влиянии 11-летнего ЦСА на климатические, геологические и социальные процессы на Земле.

«Астронома, читающего эпидемиологию холеры, - пишет Чижевский, - невольно изумляет тот факт, что хорошо знакомые ему годы солнечных бурь и ураганов вызывают столь великие бедственные явления и, наоборот, годы солнечного успокоения и мира совпадают с годами освобождения человека от безграничного ужаса перед этим неодолимым невидимым врагом».

Принципиально важным с точки зрения сегодняшней ситуации в мире является открытая Чижевскимзависимостьот ЦСА психической деятельности не только отдельного человека, но и народных масс, вызывающая их агрессивность, воздействие ЦСА на психику первых лиц государств и их команд, вероятность принятия ими неконструктивных решений на различных уровнях управления государством, приводящим к нарушениям экономики и к военным конфликтам.

Наряду с этим ученый предостерегал от упрощенного понимания его теории. Солнце - не причина появления тех или иных земных катаклизмов. Они могли бы проявляться и без воздействия солнечных бурь, под влиянием социально-экономических и геологических факторов, но время их появления и, главное, их интенсивность тесно связаны с пиками ЦСА. Солнечная активность - это спусковой крючок для процессов, происходящих на земле и в обществе. Поэтому изучение солнечных бурь необходимо для прогнозирования вероятности появления природных, биологических и общественных катаклизмов.

Теория Чижевского сегодня. За прошедшие годы теория Чижевского не только подтвердилась, но и стала востребованной. Зловещая триада: виртуальная коммуникация, легко образующая толпу за считанные часы, агрессивная телевизионная пропаганда, зомбирующая эту толпу, и технический прогресс на службе у варваров настолько усиливают эффект ЦСА, что это стало уже глобальной проблемой. Чем дальше, тем больше людей вовлекается в авантюры психически неустойчивых лидеров, и мир все больше сходит с ума.

Последние события во Франкфурте, в марте 2015 г. (пик 24 цикла) во время открытия нового здания Европейского банка, когда озверевшие толпы протестующих сожгли полицейские машины и ранили 89 полицейских, наглядное тому подтверждение.

Теперь обогащенные знанием, попытаемся с помощью рис. 2 понять, почему мир сходит с ума. Отметим, что средний уровень ЦСА неуклонно повышается, и в настоящее время он вдвое выше, чем в 1800 г. Сегодня изучены 23 солнечных цикла, а с 2008 г. начался 24 цикл, который достиг максимума в 2013-2014 г.г. По прогнозам NASA 24 цикл будет двухпиковым и вызовет мощные магнитные бури.

А теперь сопоставим некоторые наиболее значительные общественные и природные катаклизмы с максимумами ЦСА. При этом нужно учесть временной лаг (отклонение 1-2 года) событий от максимумов ЦСА из-за инерционности глобальных процессов.

15 цикл (1913-1923, максимум в 1917 г.). Первая мировая война и революции в России и Германии.

17 цикл (1933-1944, максимум в 1937 г.) Вторая мировая война.

19 цикл (1954-1964, максимум в 1958 г.) Суэцкий кризис 1956-1957 г.г. и вторжение СССР в Венгрию в 1956 г.

20 цикл (1964-1976. максимум в 1968 г.) Война 1967-1968 гг. между Израилем и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком, Алжиром и вторжение СССР в Чехословакию в 1968 г.

22 цикл (1986-1996, максимум в 1989 г.) Землетрясение в Армении, уничтожившее город Спитак (1988), распад СССР (1990).

23 цикл (1996-2008, максимум в 2000 г.). Распад Югославии, сопровождавшийся гражданскими войнами.

И, наконец, последний 24 цикл (2008-2019, максимум в 2013-2014 г.г.). Глобальный финансовый кризис. Крупнейшее землетрясение в Японии, приведшее к аварии на атомной станции Фукусима, появление «Исламского государства», второй майдан в Украине, аннексия Крыма и гибридная война в Донбассе, противостояние Россия-Украина и Россия-США.

Как жить дальше? На извечный российский вопрос «Кто виноват?» мы попытались ответить с помощью Чижевского. А вот на второй извечный российский вопрос: «Что делать?» - ответить труднее. Найти управу на Солнце нам не по силам. А вот на людей, подверженных влиянию солнечного излучения - вполне. В своей знаменитой книге «Земное эхо солнечных бурь» А. Л. Чижевский писал: «Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем, как вынести то или иное решение, правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачен пятнами? Солнце - великий военно-политический показатель: его показания безошибочны и универсальны». Теоретически правильно, но как быть с самими лидерами, которые тоже люди? Там же Чижевский предложил экранировать при пиках ЦСА палаты тяжело больных пациентов. Интересно представить ситуацию в мире, если бы подобным образом экранировались головные уборы и кабинеты неадекватных политиков, менеджеров и финансовых деятелей?

Есть немало предложений от физиков и психологов по тестированию лидеров, принимающих решения. Существует же сегодня тестирование умственных способностей по коэффициенту IQ. Может быть, стоит ввести аналогичный обязательный коэффициент неадекватности (КН) для тестирования психомоторики лидеров? И при некотором пограничном значении КТ ограничивать доступ таких людей к руководящим должностям?

Магнитное поле Солнца и выбросы плазмы непосредственно влияют на Землю и другие планеты Солнечной системы

В деле о столкновениях на Манежной есть след, на который никто не обратил внимания. Жаль, ведь виновник оказал не малое, а, возможно, даже основополагающее влияние на произошедшие события.

События 11 декабря 2010 года на Манежной площади Москвы, взбудоражившие страну, стали полной неожиданность не только для властных структур, но и для самих участников. Многие знали, что в этот день соберётся немалое количество молодых людей, желающих высказать свои претензии по поводу проводимой в России национальной политики. Однако такой массовости и такого накала страстей не ожидал, пожалуй, никто.

События на Манежной площади имели пролог в виде перекрытия Ленинградского проспекта столицы толпами возбуждённых футбольных болельщиков и эпилог в виде массовых стычек 15 декабря и уже совсем малочисленной манифестации 18 декабря в районе Останкино. Важно также отметить, что помимо описываемых событий в Москве, аналогичные процессы (хотя и не столь массовые) прокатились во многих городах России.

Резкая реакция российской власти, требование найти и наказать зачинщиков, последовавшие затем аресты, затенили для многих аналогичные массовые акции в других регионах. Например, за день до событий на Манежной площади столицу туманного Альбиона потрясли выступления студентов, возбуждённых решением парламента о повышении платы за обучение, когда атаке подвергся даже наследный принц британской короны. Чуть позже голосование в парламенте Италии, по результатам которых Сильвио Берлускони сохранил свой пост премьер-министра, также спровоцировали молодёжные волнения в Риме и столкновения с полицией. Не следует забыть массовые манифестации в Греции, Франции, Испании, которые очень похожи на то, что происходило в Москве в начале второй декады декабря.

Что объединяет все упомянутые события — это необычная ярость протестантов, массовость движений. Странным было также то, что начало декабря обычно характеризуется спадом социальной и политической активности. Стоит ли объединять все эти события в некий единый список или их синхронность и схожесть сценария не более, чем случайность? Ответить на этот вопрос нам поможет учение русского учёного Александра Леонидовича Чижевского.

Александр Чижевский родился в 1897 году в семье генерала артиллерии. Вся его научная деятельность была связана с тем, что называлось тогда «биологической физикой и космической биологией». Сегодня имя Чижевского многим знакомо благодаря бытовому ионизатору воздуха — «люстре», названной в его честь. К сожалению куда меньшей известностью пользуется его учение о связи между циклами солнечной активности и общественно-политической активностью человечества, изложенного им в работе «Физические факторы исторического процесса», написанной в Калуге в 1924 году.

В этой книге Чижевский писал: «Есть некоторая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служат лучшим указанием на эту силу».

Непосредственным толчком к размышлениям Чижевского стало наблюдение за появлением больших пятен на Солнце, проделанное в 1915 году. Учёный обратил внимание на странное совпадение между появлением этих пятен на светиле и немедленным усилением военных действий на многих фронтах. Чуть позже, уже в 1917-18 г.г., Чижевский обнаружил, что февральскому и октябрьскому переворотам в России, а также революциям в Германии и Австрии предшествовали необычайно мощные подъёмы пятнообразовательного процесса на Солнце.

Как известно, т.н. солнечные пятна, наблюдаемые на поверхности светила, есть зоны с относительно низкой температурой. Эти пятна являются точками выхода сильных магнитных полей. Количество таких пятнен является одним из главных факторов, характеризующих солнечную активность. Активность Солнца претерпевает четыре этапа: 1) период минимума, 2) период увеличения активности, 3) период максимума и 4) период деградации (спада).

Полный цикл, заключающий в себе один максимум, один минимум и переходные этапы, занимает промежуток времени от 7 до 16 лет. Однако обычно используют среднеарифметическое значение длительности цикла, равную примерно 11 лет. Вопрос о причине возникновения пятен на Солнце и таком явлении, как солнечный ветер — выброс вещества с поверхности солнца в космос, — интересен сам по себе, но его детализация уведёт нас в сторону от рассмотрения идей Чижевского. Просто примем как факт, что изменение магнитной активности Солнца влияет на все планеты Солнечной системы, включая Землю, вызывая, например, такие явления, как магнитные бури, полярные сияния, перистые облака, оптические эффекты в атмосфере, колебания атмосферного электричества, грозы и др.

Однако этими явлениями влияние Солнца не ограничивается. Как писал Чижевский: «быстрые эпизодические увеличения активности Солнца могут вызвать резкие изменения в состоянии психики человечества и резко изменить его поведение… Имеется полное основание признать, что между периодическою деятельностью Солнца и общественной деятельностью человечества существует прямое соотношение».

Свои выводы Александр Леонидович Чижевский сделал на основании данных, которые ему предоставили обсерватории Mount Willson Solar Observatory, Eidgenossische Sternwarte в Цюрихе, Королевская обсервтория в Гринвиче; Steward Observatory в Аризоне и ряд других. Наблюдения за Солнцем ведутся с 1610 года, со времени открытия солнечных пятен Галилеем, что дало русскому учёному точные данные о солнечной активности за четыре века. По этим данным Чижевский с допустимой погрешностью построил таблицу солнечной активности всего периода человеческой истории. На эту таблицу он наложил важнейшие события истории человечества во всех регионах мира. В итоге выявил закономерность распределения исторических событий в рамках 11-летнего цикла солнечной активности.

Свою теорию периодических изменений поведения организованных масс, одновременных с периодическими изменениями в деятельности Солнца, Чижевский назвал — историометрия (измерение исторического времени посредством физических единиц). За первую и основную измерительную единицу отсчёта исторического времени Чижевский принял один цикл солнцедеятельности, равный в среднем 11 годам. Эту единицу отсчёта исторического времени он назвал историометрическим циклом.

Далее каждый исторический цикл, синхронный солнечному циклу, Чижевский разделил на четыре периода. Его статистические выкладки показали, что первый период — период минимальной возбудимости, длится 3 года; второй период — нарастание, 2 года; третий — максимальной возбудимости — 3 года, и последний (период затухания) равняет 3 годам. Плотность событий в периодах, согласно Чижевскому, распределяется следующим образом:
в 1-м периоде цикла (3 года) начинаются 5% всех исторических событий;
во 2-м (2 года) — 20%;
в 3-м (3 года) — 60%;
в 4-м (3 года) — 15%.

Не обошёл стороной Чижевский и вопросы, связанные с тем, что разные участки земной поверхности не в равной пропорции получают солнечную энергию. В частности, они писал: «Низшие же нецивилизованные племена и по сие время обитают либо в экваториальных, либо в полярных странах. Действительно, влияние географической широты в истории сказывается заметно. Так например, цивилизованные и многолюдные города лежат между двумя крайними изотермическими линиями в +16 и +4. На главной оси климатического и цивилизованного пояса с изотермой в +10 лежат Чикаго, Нью-Иорк, Филадельфия, Лондон, Вена, Одесса, Пекин… Таким образом, среднему количеству лучистой энергии Солнца соответствует высшая раса и высшая культура; минимуму и максимуму сопутствует низшая раса и низшая культура».

То есть с точки зрения Чижевского, на развитие цивилизации в одинаковой степени пагубно влияет и чрезмерное, и пониженное количество солнечной энергии. По нынешним временам эти идеи в толерантном мире были бы заклеймены, как реакционные, поскольку Чижевский не только постулирует наличие высших и низших рас и культур, но ещё даёт этому научное обоснование. Впрочем, Чижевский опирается в том числе и на точку зрения таких учёных, как Ломброзо, француза Морэ и других. Например, английский экономист Джевонс (W.S. Jevons, 1835-1882), на которого ссылается Чижевский, в своём труде «Commercial Crises and Sunspots» изложил собственную теорию о связи между промышленными кризисами и периодическим ходом солнцедеятельности.

Чижевский дал характеристику четырёх периодов открытых им всеобщих циклов исторических событий, которые в каждом столетии повторяются ровно 9 раз.

Чижевский считал, что первый период 11-летнего цикла (минимальной возбудимости) характеризуется разрозненностью и индифферентизмом масс к вопросам политическим и военным, миролюбивым настроением масс, уступчивостью, терпимостью и т. д. Изучая исторические события, Чижевский установил, что в первом периоде чаще всего заключаются мирные договора; подписываются акции капитуляции; народы подвергаются оккупации; максимально сокращается парламентаризм и усиливается единовластие или правление немногих.

Начало второго периода историометрического цикла (период нарастания возбудимости) характеризуется значительно большим подъёмом возбуждения масс. Единения масс ещё нет; только мало-помалу начинают вновь организовываться распавшиеся к периоду минимальной возбудимости партии и группы, намечаются вожди, определяются программы. Сила внушения снова проявляется на массах: государственные деятели, полководцы, ораторы, пресса восстанавливают своё значение. Вопросы — политические и военные — начинают превалировать в общественной жизни и постепенно обостряются.

Вскоре, через год, два, а иногда и меньше, берёт вверх единодушное требование масс, направленное на решение тех или иных вопросов. В течение второго периода следует различать три главных фазы в порядке постепенного их развития: 1) возникновение в массах идей; 2) группировка идей и 3) выявление одной основной идеи (поглощающей многие групповые идеи)

Третий период историометрического цикла (период максимальной возбудимости) — главный этап развития каждого цикла, разрешающий всемирно- исторические проблемы человечества и основополагающий новые исторические эпохи. Как пишет Чижевский, этот период «побуждает человечество к величайшим безумствам и величайшим благодеяниям: он воплощает идеи в жизнь путём пролития крови и лязга железа».

В третий период отчётливо выделяются следующие факторы:
возбуждающее действие на массы народных вождей, полководцев, и т.д.;
возбуждающее действие настроений и идей, обращающихся в массах;
быстрота возбудимости от единства психического центра;
размер территориального обхвата массовым движением.

Дадим снова слово Чижевскому: «Никогда влияние вождей, полководцев не достигает такой огромной силы, как в период максимального напряжения пятнообразовательной деятельности Солнца. В этот период иногда бывает достаточно одного вовремя сказанного слова или одного жеста, чтобы двинуть целые армии и народные массы. Не менее важное значение имеют идеи, обращающиеся в массах к периоду максимальной возбудимости. В этом случае влияние изустной агитации, а также прессы может приобрести решающее значение на исход того или иного политического или военного движения. В период максимальной возбудимости иногда бывает достаточно малейшего повода, чтобы массы воспламенились, подняли восстание или двинулись на войну. Даже один слух, пущенный в обращение массам, может повлечь всеобщее волнение и мятеж».

Период максимальной возбудимости способствует:
объединению масс;
выдвижению вождей, полководцев, государственных деятелей;
торжеству идей, поддержанных массами;
максимальному развитию парламентаризма;
демократическим и социальным реформам;
народовластию и ограничению единовластия;
восстаниям и смутам, бунтам, мятежам, революциям;
войнам, походам, экспедициям;
эмиграциям, переселениям, гонениям и др. вспышкам массовой деятельности человека.

Наконец четвёртый период историометрического цикла (период падения возбудимости) в историко-психологическом отношении не может изобиловать крупными событиями, но, обычно, в этом периоде завершаются те из них, которые возникли ранее. В целом, это период общего спада напряжения.

Вот таковы, вкратце, воззрения Александра Леонидовича Чижевского на роль Солнца в событиях человеческой истории. Разумеется, было бы значительным упрощением утверждать, что всё в человеческой жизни подчиняется этим 11-летним циклам и может быть сведено к элементарным алгебраическим формулам.

Сам Чижевский по этому поводу писал: «Теория физических основ исторического процесса позволяет констатировать факт наличия известного рода ритма в психической деятельности всего человечества и периодических колебаний в ходе всемирно-исторического процесса, как выражения этого ритма», но — «было бы совершенно ошибочно предполагать, что периодическая деятельность Солнца является основною причиною тех или иных исторических событий. Всякое такое событие есть динамическая реакция человеческих масс от всех действующих на них политических и экономических, а равно и естественных раздражителей, изменяющих их поведение и обусловливающих собою интеллектуальное и социальное развитие человечества».

Упрощая мысль Чижевского можно сказать, что активность Солнца не может провоцировать те или иные социальные процессы на пустом месте. Однако же в том случае, если в данном регионе имеются предпосылки социального недовольства, то скорее всего в третьей фазе цикла начнутся массовые социальные движения, ярость которых достигнет апогея в пик солнечной активности. В этой связи интересно посмотреть, в какой фазе «циклов Чижевского» произошли события декабря 2010 года.

В своей работе Чижевский приводил графики активности Солнца и социальной активности человечества. Из этих графиков, в частности, было заметно совпадения подъёмов в пятнообразовании и вспышек революционной деятельности народных масс России за период с 1 октября 1905 г. по 1 апреля 1906 г. (митинги и забастовки; бомбы и покушения; немедленные репрессии). Примем эту дату за отправную точку наших упрощённых расчётов. Будем иметь в виду, что в соответствии с логикой Чижевского — это третий период историометрического цикла (наибольшая возбудимость).

Спустя 11 лет произошёл, как мы знаем, Октябрьский переворот и началась Гражданская война. Опуская рассмотрение всех точек через каждые 11 лет, упомянем кратко, что на эти 11-летние интервалы (если считать от период 1905-1906 г.г) приходится начало Второй мировой войны (1939 г.), а также драматические события в Москве в конце 1993 года. Последней такой точкой стал 2005 год.

Если рассмотреть наиболее драматичные события в этой исторической точке, то следует отметить: массовую реакцию на захват террористами школы в Беслане (сентябрь 2004 г.); события в Украине, получившие название «Оранжевая революция» (конец ноября 2004 г.); начало кампании критики президентом Венесуэлы Уго Чавесом политики США (февраль 2005 г.); оппозиционный миллионный митинг в Бейруте после смерти премьер-министра Рафика Харири — самый крупный в истории Ливана (март 2005 г.); переворот в Бишкеке и «Тюльпановая революция» в Киргизии (март 2005 г.); смерть Папы Римского Иоанна Павла II, которая привлекла в Рим невиданное количество католиков (апрель 2005 г.); всплеск массового энтузиазма в России в связи с 60-й годовщиной Победы (май 2005 г.); серия терактов в лондонском метро (июль 2005 г.); начало крупных этнических беспорядков в предместьях Парижа (октябрь 2005 г.); массовые протесты мусульман в связи с появлением карикатур на Мухаммеда (февраль 2006 г.); массовые протесты студентов Франции против принятия нового трудового законодательства (март 2006 г.).

Поскольку солнечная активность вызывает не только социальные катаклизмы, но и природные явления, сюда же, судя по всему, следует отнеси крупнейшее землетрясение в Индийском океане у берегов Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 г. — в результате спровоцированного им цунами погибли около 230 тыс. человек; крупномасштабное отключение электричества на юге Москвы 25 мая 2005 г. (а также в 25 городах Подмосковья, в Подольске, в Тульской области, Калужской области); ураган «Катрина», который 29 августа 2005 г. обрушился на Новый Орлеан в США, затопив 80% города (одним из последствий стало массовое мародёрство, которое удалось подавить только вооружённым путём).

2006-й год должно отнести к чётвёртому периоду (спада возбудимости), за которым начался период минимальной возбудимости. В данной исторической точке из-за странного поведения Солнца (о чём будет сказано ниже) период спада и период минимальной возбудимости (четвёртый и первый в классификации Чижевского) прошли за меньший срок, фактически спрессовавшись в четыре года вместо шести. Далее начался период нарастания к которому, судя по всему, и следует отнести конец 2010 года. Снова дадим слово Чижевскому, который писал о периоде нарастания следующее: «В конце второго периода, который постепенно может принять бурный характер и обнаружить нетерпение и нервность народных масс, мы замечаем одно из самых важных явлений военно-политической жизни сообществ, а именно: стремление к соединению различных народностей, составляющих данное сообщество, в целях защиты или нападения, и слияние различных политических группировок для противодействия другим политическим группировкам».

Как видим, слова Чижевского как нельзя лучше подходят к тем событиям, которые мы видели в Москве в начале второй декады декабря с.г., а также к тем событиям, которые произошли в ряде европейских стран в это же время. Чижевский утверждал, что во втором периоде в социуме возникает некая основополагающая идея, которая постепенно завладевает массами; носители этой идеи «могут послужить психическим центром образования отдельных групп, объединённых одною основною идеею»; эта идея поглощает большинство групповых идей, приносимых ей в жертву, происходит массовое сосредоточение на этой единой идее.

Между прочим, многие люди отметили, что те идеи, которые были озвучены молодёжью на Манежной площади 11 декабря 2010 года моментально распространились в обществе и сочувственно обсуждались на улицах и в офисах.

Ну а что нам говорит наблюдение за Солнцем?

В 2009 году учёные отметили почти полное исчезновение пятен на поверхности Солнца. Старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Сергей Язев сообщал, что «На Солнце вот уже практически два месяца нет пятен (такое учёные фиксируют впервые с 1913 года!), — если не считать кратковременных появлений крошечных пятнышек 23 июля и 4 сентября». Правда 14 июня и 5 июля на Солнце были зафиксированы мощные вспышки, но затем светило снова «уснуло».

К концу сентября 2009 года ситуация на Солнце изменилась. Несмотря на затишье, необъяснимо в три раза возросла сила солнечного ветра. На солнце неожиданно появились признаки солнечной активности, и, начиная с 24 сентября, Солнце словно пошло на штурм, пытаясь вырваться из апатии спада активности. На Солнце неожиданно появились признаки роста активности. Спутники GOES зарегистрировали поток рентгеновского излучения Солнца, который усиливался.

Далее наше дневное светило начало «набирать обороты» и пошло в разгон. 9 февраля 2010 г. на Солнце за сутки произошли сразу 22 крупные вспышки. Так часто звезда не вспыхивала с января 2005 года. Всего с 5 по 16 февраля на Солнце произошло более полусотни вспышек.

Начало грандиозного извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии аналитики связывали с чем угодно, но только не с неожиданным резким всплеском солнечной активности. Конечно, данных о том, что эти два события связаны, не имеется, но факт есть факт — сейсмическая активность в районе вулкана Эйяфьядлайёкюдль началась с конца 2009 года, то есть тогда, когда Солнце «проснулось». В феврале — то есть после «пулемётной очереди» вспышек на Солнце, — учёные зафиксировали в районе ледника на вулкане перемещение земной коры на 3 см, после чего сейсмическая активность продолжала увеличиваться и достигла максимума 3-5 марта. Случайное совпадение?

Далее события развивались в том же ключе: несмотря на то, что на Земле творились явные погодные аномалии, почему-то никто не желал их связывать с тем, что Солнце «проснулось», причём очень резко. С 12 по 13 июня 2010 года на Солнце произошла серия крупных вспышек. Температурные катаклизмы, которые спровоцировали невиданный разгул лесных пожаров в июле-августе в Северном полушарии, связывали с чем угодно — даже со страшным американским погодным оружием, но только не с солнечной активностью.

Ну а что же события декабря этого года?

В ноябре 2010 года астрономы отметили небывало высокий уровень солнечной активности, начавшейся в самом начале ноября. 4 и 6 декабря 2010 специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) зарегистрировали интенсивные извержения на Солнце. Во второй половине дня 6 декабря 2010 зонд зафиксировал рекордный протуберанец длиной 700 тыс. км, что в 50 раз больше диаметра Земли. НАСА распространило сообщение, предупредив, что данный выброс плазмы, вероятно, вызовет масштабные магнитные возмущения на Земле. В конце недели, согласно этого сообщения, геомагнитные возмущения должны были достигнуть чрезвычайно высоких показателей. Конец указанной недели — это как раз 11 декабря 2010 года.

Можно конечно отмахнуться от теории Чижевского, как от исторического курьёза. Людям вообще свойственно искать ответы на различные вопросы где угодно, только не там, где эти ответы находятся. Мы ни на чём не настаиваем. Мы просто хотели лишний раз напомнить о теории, появившейся в начале XX века, которая прекрасно объясняет события, которые отстоят от времени рождения теории на век.

В своей книге Чижевский писал: «Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем, как вынести то или иное решение правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачён пятнами? Солнце — великий военно-политический показатель: его показания безошибочны и универсальны. Поэтому государственная власть должна равняться по его стрелкам».

Прислушается ли государственная власть к словам этого человека?

Между тем учёные предсказывают дальнейшее повышение солнечной активности, пик которой придётся на 2011-2012 годы. Как говорил Чижевский, пики солнечной активности ничем не грозят тем государствам, в которых нет социальных противоречий или, во всяком случае, они недостаточно высоки. Но горе тем обществам, социальное недовольство в которых превосходит определённый порог в момент пика солнечной активности или периода, который Чижевский назвал периодом максимальной возбудимости.

Закончить хочется словами Александра Леонидовича Чижевского, которые не внушают слишком большого оптимизма: «Солнце не принуждает нас делать то-то и то-то, но оно заставляет нас делать что-нибудь. Но человечество идёт по линии наименьшего сопротивления и погружает себя в океаны собственной крови».

The Village нашел человека, который никогда не был в Европе и Штатах, зато объездил буквально пол-России - на момент публикации текста - 626 городов. Возможно, к моменту прочтения эта цифра уже увеличилась. 33-летний Иван Ширяев рассказал The Village, зачем он хочет посетить каждый город России и что он понял о стране, путешествуя.

Я посетил 626 городов, около 56 %, но еще многое впереди. Всего их не меньше 1 127 («Википедия» говорит - 1 117. - Прим. ред.), но это число постоянно меняется: с каждым годом разные населенные пункты получают статус города. По миру я совсем не путешествовал, только по России. Если и были иностранные государства, то только из СНГ: Украина, Беларусь, Абхазия, Южная Осетия. Сам не знаю, почему, но просто пока не тянет за границу. К тому же чем больше я путешествую, тем медленнее я путешествую. Если поначалу я успевал за год посетить 120, а то и 150 городов, то сейчас у меня с трудом получается 70–80. Потому что некоторым городам хочется уделить больше внимания. Плюс много времени уходит на то, чтобы что-то написать, опубликовать, выложить фотографии. Поэтому трудно сказать, сколько еще надо времени.

Мое путешествие началось семь лет назад. Я тогда ушел от «Свидетелей Иеговы» - просто однажды взял и исчез. Я был полностью поглощен религией, поэтому, уходя, совершенно не представлял, чем буду заниматься и как жить.

Три месяца работал и читал блоги разных матерых автостопщиков. Меня очень вдохновили эти истории. Я нашел в интернете попутчика, и мы отправились в путешествие по Украине и Беларуси. Недели две мы стопили вместе, а потом поняли, что поодиночке проще и попутку поймать, и ночлег найти - так и разъехались.

Монастыри, МЧС и другие способы ночевать бесплатно

Больше других мне помогла книга Антона Кротова «Практика вольных путешествий». Он там дает много полезных советов для начинающих хичхайкеров: важна яркая одежда - чтобы тебя было видно издалека; стоять нужно за какой-нибудь развязкой или полицейским постом - где машины притормаживают; в разговорах с водителями лучше избегать политических и религиозных тем, чтобы не возникло повода для спора.

В основном я останавливался в монастырях - специально планировал свой маршрут так, чтобы успеть за день доехать от одного до другого. Монахи принимают почти всех, главное - иметь паспорт: они переписывают данные, чтобы отчитываться перед полицией - мало ли, беглые зэки или еще кто. Я представлялся паломником, путешествующим по святым местам Украины. Обычно от таких паломников ждут, что они останутся на несколько дней, будут ходить на службу, помогать ухаживать за монастырем. Но я всегда ограничивался только одной ночевкой, чтобы не задерживаться надолго, потому что мне все это неинтересно. Паломников кормят, дают место для ночлега, помогают. Короче, такая вот бесплатная вписка со всеми элементарными удобствами. Только раз с меня потребовали плату за ночлег в монастыре, это было в Харькове. Хоть и недорого, но сам факт меня удивил.

Меня вписывали и в мужские, и в женские монастыри, а недалеко от Донецка меня пустили к себе буддисты. Это был тогда единственный буддистский монастырь на Украине, совсем небольшой, там было всего три или четыре монаха. С ними было интересно: они спокойные, погружены в свои мысли, но при этом очень общительные и легко идут на контакт. А в Судаке меня пригласили остановиться в мечети у крымских татар. Помню, мы долго сидели и разговаривали про ислам.

Потом я поехал автостопом на Дальний Восток. За три недели добрался до Магадана. Там я познакомился с местным, который пообещал сводить меня на высокую сопку, откуда открывается красивый вид на поселок. Путь нам преграждала речка, которую в обычное время можно легко перейти вброд. Но как раз тогда прошли дожди, речка поднялась и вышла из берегов. Течение было настолько сильное, что у меня из карманов уплыли все документы и деньги, даже ботинки с ног снесло. Мой товарищ оказался отрезанным на маленьком островке. До ближайшего моста было километров семь. Я сбегал за помощью - приехали спасатели, все обошлось. На сопку мы так и не попали, но благодаря этому случаю я впервые побывал в пожарной части и подружился с МЧС. После этой истории я стал их частым гостем. Ночую обычно в подразделениях чрезвычайного ведомства. Но, конечно, это не единственный способ сэкономить на жилье в поездке.

В любом городе есть гостеприимные люди, которые без проблем впишут к себе. Надо только суметь их найти. Например, на сайте CouchSurfing - среди членов местных турклубов, велосипедистов или байкеров. Это позволяет не только сэкономить, но и увидеть город таким, какой он есть на самом деле. Местные почти всегда готовы показать интересные локации, охотно рассказывают городские байки: где взорвался подъезд, на какой детский сад упал самолет, как найти могилу застреленного в 90-е криминального авторитета или дом цыганского барона.

В Муроме меня вписал к себе человек, у которого во «ВКонтакте» был никнейм Александр Дамер. А Дамер - это такой известный американский маньяк, который заманивал к себе мальчиков, насиловал, пытал, читая вслух Евангелие, убивал и складывал трупы в подвале своего дома. Комната у этого хоста была странная - вся исписанная каким-то надписями, только потом я узнал, что он художник. В тот день я хотел выспаться и поэтому, когда я не вышел с утра на связь, моя мама начала мне названивать: боялась, что этот Дамер что-то со мной сделал. Но он оказался обычным человеком, дружелюбным, гостеприимным. Вот, надеюсь, скоро к нему снова поеду в гости.

О закрытых городах России

Цель моего путешествия - объехать все города России, в том числе закрытые. Я уже посетил восемь из них: Мирный в Архангельской области, Вилючинск на Камчатке, Зеленогорск и Железногорск в Красноярском крае, Знаменск в Астраханской области, Шиханы в Саратовской, Фокино в Приморье и Радужный во Владимирской области.

Все закрытые города похожи друг на друга. Чаще всего там живут молодые семьи военных, много беременных и женщин с колясками. Там обычно довольно чисто, ухоженно, люди чувствуют себя более безопасно и спокойно, потому что посторонним туда не попасть. Но чем отличаются эти города, так это степенью закрытости: куда-то можно приехать без проблем, даже нет КПП, где-то есть, но достаточно сказать, куда и к кому приехал, а в некоторые города так просто не попадешь. Но всегда можно найти местных жителей, которые оформят пропуск, договориться с администрацией города или с журналистами. Например, в один город мне помог попасть казачий атаман. Я написал в местный мотоклуб, а там оказался родственник этого атамана. Он сделал мне официальный пропуск, хотя администрация города до этого мне отказала, вписал меня на ночь в церковный дом, водил по городу, все показывал. Вот такие люди, готовые пойти навстречу, всегда помогают - и в закрытых, и в открытых городах.

Стереотипы о городах

В каждом городе я прошу поставить в мой блокнот местную печать или штамп. Чаще всего обращаюсь в администрацию города, в редакции газет, музеи, на почту или на вокзал. В некоторых маленьких городках в выходные дни печать найти не получается. Тогда я отправляю самому себе открытку или письмо, чтобы затем использовать почтовый штемпель. Это надо для моей коллекции печатей. Я их особо никому не показываю, они просто хранятся у меня в блокноте, чтобы было что потом полистать, вспомнить: вот здесь я был, и здесь, и здесь тоже. Ну и к тому же, когда задаешься целью поставить печать, больше гуляешь по городу, ведь для этого нужно куда-то пойти, с кем-то познакомиться, поговорить - так интереснее.

Часто бывает, что приезжаешь в город со стереотипами, которые активно распространяют люди, никогда не бывавшие в этом регионе. Но это все равно что услышать анекдот про чукчу и решить, что все чукчи тупые, хотя они, в общем-то, такие же, как все остальные. Поэтому теперь все, что слышу о том или ином регионе, делю пополам.

Да и вообще, на моем опыте эти стереотипы еще ни разу не подтвердились. Люди везде разные: среди дагестанцев есть, например, и ваххабиты, и вообще неверующие, а есть просто неадекватные, способные причинить зло другим, как и везде. Но это не значит, что в Дагестане опасно и туда нельзя ездить. Я думаю, в Москве гораздо опаснее, чем в Дагестане или в Чечне. На Северном Кавказе меня гораздо чаще, чем в других регионах, останавливали менты. Но они там не такие, как у нас, более дружелюбные и останавливали меня не столько ради порядка, сколько из любопытства. Вот, например, если у нас мент подойдет, то уже как-то не по себе, не знаешь, чего от него ожидать. А там, наоборот, проблем не возникало, хотя бывало, что в одном и том же городе меня останавливали семь-восемь раз за день. Видят, неместный идет - с большим рюкзаком, фотоаппаратом, подходят, расспрашивают о чем-то, чаем угощают, помогают с попуткой. Видимо, скучно им там, вот все, и хотели познакомиться.

Конечно, от региона к региону люди меняются. По сравнению с гостеприимными ингушами, осетинами, кабардинцами и балкарцами, которые сразу приглашают тебя к столу, адыги кажутся неприветливыми и даже подозрительными. В Тыве вообще чувствуешь себя иностранцем. Они редко видят гостей вроде меня. Там вообще туризм не развит, а местные говорят только на своем языке и неохотно идут на контакт. А вот в соседней Хакасии никаких проблем с этим нет. На Дальнем Востоке народ поотзывчивее, особенно в отдаленных районах. Наверное, в суровых условиях, как там, без этого не обойтись. А в Подмосковье, в Обнинске, мне однажды надо было зарядить телефон, я обошел все магазины и офисы торгового центра - и никто не разрешил мне воспользоваться розеткой.

О диалектах и самых плохих дорогах

В некоторых регионах, бывает, услышишь такие словечки, что сразу и не поймешь, приходится переспрашивать. Как-то в Архангельской области я пришел в магазин и говорю: «Мне килограмм сахара». А мне отвечают: «Сахару нету, только песок». Просто у них сахаром называется рафинад, а рассыпной - это песок. А еще там говорят «сейгод» и «по те годы». Например, «сейгод грибов мало, не то что по те годы». В Пермском крае мочалку называют «вехотка». А у нас в Камышине есть хлеб белый и темный, а «кирпич» хлеба называют «сайкой». Помню, один мой приезжий друг сильно смеялся, когда я в магазине попросил «полсайки темного».

Самые плохие дороги, по моему опыту, - в моей родной Волгоградской области и в соседней Саратовской, там они почти не ремонтируются. Конечно, качеством дорог отличаются столичные регионы - Москва, Питер, Татарстан, Краснодарский край. И так везде и во всем: центральные города живут, процветают, а отдаленные - вымирают, быстро уменьшается численность населения, остаются одни старики. Но и в глубинке люди умудряются хорошо жить. Мне вообще кажется, не так много зависит от того, где человек живет, а скорее от того, чем он занимается, как смотрит на мир. Так что и в отдаленных регионах есть те, кто живет счастливее многих столичных жителей: кто-то рыбачит, кто-то охотится, грибы собирает, кто-то даже научной деятельностью занимается или писательством.

Больше других русских городов мне запомнились Питер, Казань и Новосибирск. Питер нравится каким-то своим особенным духом. Мне трудно описать это словами, но там я чувствую себя очень комфортно. В Казани, как и вообще в Татарстане, все очень благоустроено: чисто, красиво, детские парки, скверы, площадки - все для людей. Видно, что не все налоги из региона уходят в Москву. В общем, там очень приятно находиться. Как и в Новосибирске: из всех сибирских городов он отличается какой-то комфортной городской средой и цивилизованностью, что ли.

Иногда я делаю себе выходные, передышку в путешествии, чтобы отдохнуть от новых впечатлений, от людей, от переездов, от всего. Никуда не хожу, никого не вижу, просто высыпаюсь и занимаюсь своими делами. Чаще всего на зиму я остаюсь в Питере или в своем родном Камышине. Объехав больше половины городов России, я стал по-другому смотреть на место, где я родился, начал замечать детали, на которые раньше не обращал внимания: архитектура, необычные места и виды, интересные факты из истории города - теперь мне стало намного интереснее в Камышине, чем раньше.

Сейчас у меня перерыв в собственном путешествии, но я езжу по работе: только что прилетел из Норильска в Красноярск, через час у меня поезд в Новосибирск, оттуда самолет в Ханты-Мансийск, потом в Москву, потом в Питер, а оттуда в Воркуту. Я вожу туристические группы по разным незаурядным маршрутам в рамках проекта «Неизвестная Россия».

А.Чижевский при поддержке родных поставил свои первые опыты по «живому и мёртвому» воздуху. Его исследования показали, что отрицательно ионизированный воздух умножает жизненные силы любых организмов и в должных количествах может служить эффективным лечебным средством. Наличие электрических зарядов в воздухе – одно из необходимых условий жизни и нормального развития организмов.

К 1926 – 1927 году он окончательно утвердился во мнении, что колебания жизненных функций человека и других живых организмов тесно связаны с возмущениями в окружающем их пространстве, и вирулентность микроорганизмов стоит в прямой зависимости от каких-то солнечных излучений. Результаты исследований открывали новые пути в развитии многих наук, но в 1942 году он по нелепому доносу был арестован и помещен в тюрьму.

Но продолжить исследования помог случай. Когда Чижевский находился в тюрьме, там началась эпидемия болезни, которую удалось локализовать, благодаря его ценным советам. С того времени администрация тюрьмы делала все возможное для обеспечения его научной деятельности. Ему оборудовали лабораторию, позволили выбрать из заключенных высококвалифицированных помощников для своей работы. Когда подошел срок освобождения, Чижевский попросил остаться там еще на некоторое время для окончания серии своих экспериментов по изучению электрических свойств эритроцитов крови. После срока заключения его ждала высылка в лагерь. Попав туда, почти не было шансов выжить из-за сложных условий жизни, но снова случай помог ему. В лагере он встретил Нину Вадимовну Эндельгардт. Представитель древнего рода, крепкого здоровья, привычная к деревенской жизни, она зарабатывала на жизнь себе и ему рукоделием. Чижевский, чтобы скрасить атмосферу той жизни, рисовал и писал стихи. (4) Держась вместе, помогая друг другу, им удалось выжить. После лагеря они поженились. После освобождения они жили в Москве, и их маленькая однокомнатная квартира стала местом сбора исследователей биосферы со всего союза. Союз с Н.В.Эндельгардт сыграл огромную роль в сохранении научных работ А.Л.Чижевского. Когда профессора не стало, Нина Вадимовна сама тщательно упаковала все его архивы, сшила в папки и сдала в архив АН СССР. (4) Также она помогала подготавливать и проводить чтения памяти А.Л.Чижевского, которые были организованы по инициативе секции физики МОИП (Московское общество испытателей природы). В феврале 1968 года в МОИПе состоялись первые Чтения памяти учёного. В течение долгого времени они были центром притяжения друзей и последователей Александра Чижевского и представляли собой всесоюзные конференции, в которых участвовали представители разных наук. Нине Вадимовне пришлось вынести и последние нападки на гелиобиологию. В день смерти Чижевского, 22 декабря 1964 года, вышел номер журнала «Партийная жизнь», в котором была опубликована идеологическая пасквильная статья о деятельности и научном наследии А.Чижевского. (1) После нее лагерь исследователей Солнца разделился на 2 группировки. Представители одной предпочли принять позицию властей. Другая группа предпочла истину, неся в редакцию журнала как опровержение списки научных работ А.Чижевского и дипломы зарубежных академий. Было послано письмо в ЦК КПСС, создана комиссия для расследования. В результате в мартовском номере журнала редакция поместила заключение комиссии, отметив, что «тем самым исправляет допущенную ошибку». (1)

Роль периодической деятельности Солнца Чижевский понимал как роль регулятора процессов Земли во времени и силе их проявлений, но ни в коем случае не отрицал роли людей в них. Подметив вначале общие закономерности взаимодействия биосферы с солнцедеятельностью, он стремился понять механизм происходящих процессов взаимодействия живой природы с внешней средой. Он исследовал биологическое действие положительно и отрицательно заряженных ионов, установил сильную реактивность микроорганизмов на солнечные возмущения и обнаружил возможность прогнозировать возмущения на Солнце с помощью определенных микроорганизмов. Он заложил основу структурного анализа крови, открыл упорядоченность эритроцитов в кровотоке, дал наброски теории электрического и магнитного взаимодействия структурных элементов крови. Все это он рассматривал как единую систему взаимодействия организма и окружающей его среды. (2) Его теория позволила рассматривать микроорганизмы как электрические резонаторы, настроенные на прием волн определенной частоты, позволила прогнозировать эпидемические процессы на Земле. Одним из свойств заряженных аэроионов является способность очищать воздух от микроорганизмов и мелких частиц. На практике это применялось в сельском хозяйстве, к сожалению недолго. Лампой Чижевского пользуются в медицине.

После первых чтений его имени многие научные институты стали заниматься вопросом солнцедеятельности. В 1970 году на специальном заседании бюро отделения общей физики и астрономии АН ССР был обсуждён вопрос, поднятый Чижевским ещё в 1925 году «О развитии исследований по гелиобиологическим связям». В 1973 году была впервые издана на русском языке книга «Земное эхо солнечных бурь», изданная в своё время на французском языке.

В последнее время исследования о влиянии солнечной активности на живую среду Земли проводятся в двух направлениях: 1) поиск областей корреляции (связи) солнечной активности с земными процессами и 2) посредством каких физических факторов внешней среды происходит влияние Солнца на биологические организмы. Первое направление по сути чисто иллюстративное, т.к. о роли солнечной активности на сегодняшний день уже никто не сомневается. Второе направление менее изученное, но продолжает развиваться учеными. Уже сейчас можно найти результаты некоторых таких исследований. В литературе (3, с.5) указывается, что размножение фагов (живые структуры, аналогичные вирусам) ускоряется в момент прохождения грозы, во время возмущения магнитного поля Земли. Стимулирующе действует и радиоизлучение на частоте 200 мГц. Под действием космических факторов у бактерий может развиваться лекарственная устойчивость, усиливаться токсичность. Вирусы развиваются (мутируют) в новые формы, против которых у организмов защита еще не выработалась. В некоторых опытах на бактериальную культуру воздействовали таким меняющимся магнитным полем, какое бывает при магнитных бурях. Агрессивность бактерий мышиного тифа увеличилась в 3 раза, штаммы стафилококка под действием магнитного поля увеличили свою устойчивость в 300 раз. В связи с солнечной активностью меняется состав слюны и желудочного сока у человека, то есть, даже таким образом регулируется устойчивость к заболеваниям.

Наше все более глубокое понимание связи с космическим пространством заставляет решать все более серьезные вопросы – как окружающие нас физические поля влияют на человека. Что происходит с человеком при все более увеличивающемся электромагнитном излучении, а также при ультразвуковом и шумовом воздействии. Решать этот вопрос требуется безотлагательно.

Солнечная активность теперь воспринимается как одна из сил, которые неизбежно объединяют нас с Вселенной.

Марианна Доценко (ЛОР)

(Магистр биологических наук)

2008 г.

Литература:

1) А.Л.Чижевский. Неизданное, библиографиия, размышления, развитие идей. Москва, РАЕН, 1998.

2) А.Л.Чижевский. «Земное эхо солнечных бурь». Москва, Мысль, 1973.

3) Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун «Тайны будущего» Москва, Вече, 2000.

4) N.Cimahovica. «Heliobiologijas likloci» Zvaigznota debess, Nr.177, Riga, 2002.

April 7th, 2009 , 01:22 pm

Теория гелиотараксии (от гелиос-«солнце» и тараксао - «возмущаю») Александра Чижевского, сформулированная в начале 20-х годов, утверждает, что "состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца". Усиление солнечной активности, таким образом, через посредство особого излучения, названного Чижевским z-излучением, воздействует на нервную и гармонально-эндокринную систему человеческого организма, приводя к повышению коллективной возбудимости.

Подобно различным эпидемиям, существуют и своеобразные психические "поветрия": массовые вспышки отрицательных эмоций и агрессивного поведения. Согласно теории Чижевского, интенсивная "бомбардировка" Земли z-излучением переводит потенциальную нервную энергию социальных групп в кинетическую, неудержимо требующую скорейшей разрядки в движении и действии. Катализированная солнечным воздействием "психосоциальная" энергия может быть направлена как на реализацию какой-то общей идеи, например, революционной, так и на обычное хулиганство, если объединяющих факторов нет.

Пик солнечной активности по Чижевскому приходится на кульминацию 12-летнего цикла. По логике теории гелиотараксии, этим периодам должен соответствовать рост социальной напряженности, выплескивающейся в исторические "эксцессы". При этом сама российская история достаточно гармонично вписывается в "солнечную" теорию Чижевского, а наиболее переломные ее моменты хронологически соответствуют высшим точкам солнечной активности, первый из которых пришелся на 1905 год - Первая русская революция, 17 - 2 революции, 29 - Великий перелом, 41 - Великая Отечественная война, 53 - Смерть Сталина, начало Оттепели, 64-65 - смещение Хрущева, начало Застоя, конец 80-х - Перестройка, апогей эпохи социализма, 2000-2001 - приход Путина, начало новых преобразований…

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...